ИНФОРМАЦИЯ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАСИЛИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ И ОКАЗАНИЕ ПРЯМОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ДЕТЯМ
«Никакое насилие в отношении детей не имеет оправдания; любое насилие в отношении детей поддается предупреждению. Вместе с тем подробное исследование по вопросу о насилии в отношении детей подтверждает, что такое насилие существует во всех странах мира, различных культурах, классах, в сфере просвещения и не зависит от уровня доходов и этнического происхождения»
В Республике Беларусь равно, как и в других странах, существует проблема насилия и пренебрежения детьми, а система выявления насилия в отношении детей имеет многие ниши для заполнения и совершенствования.. Система ювенальной юстиции, создаваемая для наилучшего учета интересов ребенка, в Беларуси находится в процессе разработки и внедрения. Законодательство содержит норму об обязательном сообщении любым гражданином о случае нарушения прав ребенка компетентным органам (Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»), Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы, предусматривает наращивание усилий в области предупреждения насилия над детьми и пренебрежения их правами и основными нуждами.
Национальное законодательство касательно помощи детям-жертвам насилия:
- Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»,
- Кодекс о браке и семье Республики Беларусь,
- Уголовный Кодекс Республики Беларусь,
- Уголовно-процессуальный Кодекс Республики Беларусь,
- Национальный План действий по охране детей и защите их прав,
- Президентская Программа «Дети Беларуси» на 2010-2015 годы,
- Национальная Программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2010-15 г.г.
Положения Конвенции ООН «О правах ребенка», в частности:
Часть 1 Статьи 3:
Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными
или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов
ребенка.
Статья 19:
1.Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные,
социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического
насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения
или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого
другого лица, заботящегося о ребенке.
2. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки
социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем
заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на
рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком,указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.
Статья 34:
Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях государства-участники, в частности, принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения:
a) склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности;
b) использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике;
c) использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах.
Статья 39:
Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому
и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов
пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и
реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство
ребенка.
План действий для специалистов учреждений, работающих с пострадавшими от сексуального и других форм насилия детьми и их семьями, и состоит из трех этапов, а именно:
1. Подозрение и выявление тяжелых форм насилия (сексуального и др.).
2. Правовые действия в случае тяжелых форм насилия (сексуального и др.).
3. Оказание помощи пострадавшему ребенку и семье (реабилитация).
Учреждения и организации, которые осуществляют работы по вопросам профилактики и организации работы с жертвами насилия:
1. Сектор охраны прав детей (органы опеки и попечительства).
2. Комиссия по делам несовершеннолетних.
3. Система правосудия: суд, прокуратура, милиция, служба медицинской судебной экспертизы (СМСЭ).
4. Общественные организации (НГО) и другие учреждения, оказывающие помощь жертвам насилия (психологическую, психиатрическую, социальную, юридическую).
5. Учреждения социальной и социально-педагогической помощи: социально- педагогические центры (СПЦ), территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН).
6. Учреждения опеки: приюты, детские дома, школы-интернаты.
7. Образовательные учреждения: детские сады, школы, учреждения внешкольной работы.
8. Медицинские учреждения.
Любому специалисту, работающему с детьми, пострадавшими от сексуального и других форм насилия, в зависимости от полномочий и оказываемой помощи надлежит соотнести себя с одной из приведенных выше категорий и следовать предлагаемому плану действий. В ходе работы с пострадавшим ребенком каждое учреждение самостоятельно оценивает объем оказываемой помощи и при необходимости взаимодействует с другими учреждениями. Оказание помощи должно осуществляться при соблюдении индивидуального подхода, определяемого потребностями и состоянием ребенка и семьи.
Содержание работы:
1. Подозрение и выявление тяжелых форм насилия (сексуального и др.).
Основными общими задачами на данном этапе для всех специалистов являются:
а).Выявление ребенка, пострадавшего от сексуального или других тяжелых форм насилия.
б).Оценка состояния ребенка, пострадавшего от сексуального или других тяжелых форм насилия.
в).Обеспечение безопасности пострадавшего ребенка.
г).Проведение профилактических мероприятий в окружении пострадавшего ребенка и распространение информации о сексуальном насилии.
Образовательные учреждения: детские сады, школы, учреждения внешкольной
работы.
Сотрудники образовательных учреждений – детских садов, школ, учреждений внешкольной работы – значительную часть времени проводят с детьми. Они могут отмечать изменения в состоянии или поведении ребенка. При общении с родителями, специалисты могут наблюдать, в какой степени те заботятся о детях и как оказывают им помощь. При необходимости в помощь учителям/воспитателям/педагогам могут прийти психологи или социальные педагоги этого учреждения и собрать более точную информацию о ребенке и семье. Сексуальное насилие над ребенком может произойти как в школе, так и за ее пределами. В любом случае специалисты образовательных учреждений обязаны оценить полученную информацию и перенаправить ее в сектор охраны прав детей или в правоохранительные органы. По требованию сектора охраны прав детей данные учреждения могут проводить общую оценку состояния ребенка и семьи. Если насилие произошло в школе, важно подойти к решению случая последовательно, привлечь компетентных сотрудников, находиться во взаимодействии с правоохранительными органами, организовать помощь детям. При принятии мер важно соблюдать права пострадавшего ребенка. На следующей стадии – реабилитации –эти учреждения активно участвуют в оказании помощи ребенку (в ре-социализации, предупреждении вторичной травматизации). Образовательные учреждения также играют важную роль в предупреждении сексуального насилия над детьми: распространяют информацию о том, как распознать сексуальное насилие, как защитить себя от него и к кому обратиться в случае насилия.
Общие рекомендации по усовершенствованию работы на этапе подозрения и выявления тяжелых форм насилия
1. Проводить долгосрочные информационные общественные кампании по пропаганде идеи ненасилия к детям и предупреждению насилия над детьми.
2. Информирование педагогов, родителей по теме «Типы, виды, признаки насилия, совершаемого в отношении ребенка» .
3. Работа телефонов «Доверие», индивидуальная работа педагогов-психологов.
4. Информирование детей, родителей, педагогов и телефонах экстренной помощи несовершеннолетним
5.Немедленное информирование специалистов органа опеки и попечительства.
Правовые действия в случае тяжелых форм насилия (сексуального и др.)
Основными общими задачами на данном этапе для всех специалистов являются:
а) Провести расследование факта сексуального насилия и его условий, оценку причиненноговреда с соблюдением интересов ребенка.
б) Защитить ребенка от повторной травматизации во время следствия и судебных мероприятий.
Образовательные учреждения: детские сады, школы, учреждения внешкольной
работы.
В связи с необходимостью участвовать в юридических процедурах и из-за перенесенных психологических травм ребенку может быть сложно посещать образовательное учреждение.
Специалисты школы/детского сада, знающие о пережитом ребенком насилии, учитывают положение и состояние ребенка и помогают реинтегрировать его в привычную повседневную жизнь детского сада/школы. Важно, чтобы у ребенка был значимый взрослый (учитель, психолог, социальный педагог), к которому можно было бы обратиться за помощью или поддержкой.
Оказание помощи ребенку и семье (реабилитация) в случае тяжелых форм
насилия (сексуального и др.)
Основными общими задачами на данном этапе для всех специалистов являются:
а) Составить план оказания помощи пострадавшему ребенку и его семье в соответствии с их потребностями и положением.
б) Обеспечить необходимую комплексную помощь ребенку и семье (юридическую,
медицинскую, социальную, психологическую).
в) Периодически оценивать состояние ребенка и эффективность оказываемой помощи.
Образовательные _учреждения: детские сады, школы, учреждения внешкольной
работы.
Если до выявления случая насилия с ребенком проводилась специальная терапевтическая/коррекционная работа (психолог, логопед и т.д.), последующий формат, цели и объем этой работы должны быть обсуждены на собраниях специалистов, где сотрудники школы/детского сада участвуют в работе наравне с другими специалистами/членами команды.
Оказания помощи детям, пострадавшим от насилия может быть представлена для обсуждения в профессиональном сообществе.
Информация составлена на основании документа «МОДЕЛЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ НАСИЛИЯ К ДЕТЯМ И ОКАЗАНИИ ПРЯМОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ДЕТЯМ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
раскрыть » / « свернуть