КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА МЕР,
направленная на пропаганду здорового питания и формирования правильного пищевого поведения обучающихся ГУО «Язвинская средняя школа» на 2024/2025 уч.г.
Пояснительная записка
Совершенствование системы питания детей в общеобразовательных учреждениях сегодня является одним из важных направлений образовательного процесса, так как она напрямую связана с сохранением здоровья подрастающего поколения и решением задач демографической политики. Полноценное, рациональное питание детей школьного возраста – необходимое условие, обеспечивающее нормальный процесс роста и развития организма, его устойчивости к инфекциям, а также укрепление здоровья в детском и подростковом возрасте.
Особая роль в этом отношении принадлежит регулярному снабжению организма всеми незаменимыми витаминамии минеральными веществами. Недостаточное потребление витаминов и жизненно необходимых макро- и микроэлементов в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует постепенному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний, снижает сопротивляемость различным заболеваниям, повышает чувствительность организма к воздействию радиации, усиливает отрицательное воздействие на организм нервно-эмоционального напряжения и стресса. Таким образом, если говорить об отношении к питанию с точки зрения здоровья, то необходимо говорить, прежде всего, о рациональном сбалансированном питании.
Принципы рационального сбалансированного питания:
- адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергетическим затратам ребенка;
- сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы.
- максимальное разнообразие рациона;
Актуальность вопроса обусловлена, прежде всего, общим ослаблением состояния здоровья и ростом хронической патологии у детей и подростков. Среди многих причин ухудшения здоровья детей (несвоевременное питание учащихся, нерегулярное питание с перерывами более 3-4 часов; несоблюдение режима дня; частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений; однообразное питание; еда всухомятку; употребление некачественных продуктов; малоподвижный образ жизни; вредные привычки, постоянный недостаток витаминов в наших природных условиях, отсутствие навыков здорового питания и образа жизни в целом у детей и родителей, несерьезное отношение к своему здоровью со стороны детей и родителей) можно отметить одну из главных: нерациональное, неполноценное питание. Часто и родители, и дети относятся к этой проблеме несерьезно, между тем как питание оказывает самое непосредственное влияние на формирование растущего организма и сохранение его здоровья. В чем это выражается?
Влияние питания на формирование здоровья школьников:
- пища единственный усвояемый источник энергии;
- пища единственный источник пластического материала;
- пища является поставщиком широкого круга экзогенных регуляторов метаболизма.
Питание должно обеспечивать детей и подростков необходимой им энергией и всей суммой заменимых, условно-незаменимых и незаменимых пищевых веществ в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями, состоянием здоровья, физического и психического развития.
Цель и задачи Комплексной системы мер:
Цель: формирование у детей и подростков, а также их родителей основ культуры питания, как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи:
формировать и развивать представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье;
формировать у школьников знания о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
прививать обучающимся практические навыков рационального питания;
развивать коммуникативные навыки у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
просвещать родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Содержание и механизм реализации.
Комплексная система мер направлена на формирование у учащихся представлений об основах здорового питания и готовности вести здоровый образ жизни.
Механизм реализации определяет взаимосвязанный комплекс мероприятий, направленных на решение цели и задач, определяемых Комплексной системой мер.
Комплексная система мер предусматривает проведение широкой разъяснительной и профилактической работы среди учащихся и их родителей, введение в учебно-воспитательный процесс различных мероприятий, способствующих формированию культуры питания
и осознанию роли здорового питания в жизни человека.
Комплексная система мер предполагает разнообразные формы
и методы ее реализации, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающие непосредственное участие детей, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Обязательной формой работы с учащимися являются тематические часы общения, так называемые «Уроки здорового питания». Тематика уроков охватывает различные аспекты рационального питания:
«Рациональное питание- часть здорового образа жизни»
«Зачем человек ест?»
«Зачем человеку белки, жиры, углеводы?»
«Сколько соли в нашей пищи?»
«Какой хлеб лучше?»
«Почему картофель называют вторым хлебом?»
« О чем говорят: «Это хлеб будущего?»
«В овощах силы велики»
«За ягодами пойдешь – здоровье найдешь»
«Можно ли прожить без мяса?»
«Сколько нужно есть?»
«Роль и место растительных продуктов в питании человека»
«Правильное сочетание пищевых продуктов»
«Режим питания»
«Здоровые привычки в питании»
«Твой рацион – это ты!»
«Что такое рациональное питание?» и др.
Комплексная система мер предполагает вариативность способов ее реализации: в рамках учебных программ по биологии, химии, физическая культура и здоровье, “Основы безопасности жизнедеятельности», «Человек и мир», трудовое обучение; внеклассной работы (система внеклассных часов и внеклассных мероприятий). Классный руководитель, реализующий программу с учащимися класса, сам выстраивает систему «Уроков здорового питания», а также других форм работы в соответствии с возрастными, физиологическими, психологическими особенностями учащихся, их представлениями о здоровом питании, интересами, учетом важности конкретной темы для учащихся данного класса.
Темы для родительских лекториев:
«Рациональное питание наших детей – залог их здоровья».
«Режим питания наших детей. Советы врачей и диетологов».
«Формирование здоровых привычек в питании моего ребенка»
«Как уберечь ребенка от заболеваний желудочно-кишечного тракта» и др.
Для реализации программы разрабатываются методические материалы (рекомендации, содержащие данные научных исследований
в области питания детей и подростков; разработки часов общения, внеклассных мероприятий, родительских лекториев).
Система мероприятий по реализации Комплексной системы мер
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
|
№ п/п
|
Мероприятие
|
Сроки выполнения
|
Ответственный
|
1
|
Инструктивно-методическое совещание
с классными руководителями об организации школьного питания
|
Август, 2024
|
Абрамчк С.Г.
заместитель директора по ВР
|
2
|
Размещение на сайте школы информации по теме формирования правильного пищевого поведения учащихся, нормативной правовой и другой документации по организации питания.
|
в течение 2024/2025учебного года
|
Абрамчук С.Г.зам. директора по ВР
Пинчук Г.Н., ответственный за сайт
|
3
|
Составление графика дежурства учителей в столовой.
|
Сентябрь,2024
Январь, 2025
|
Абрамчк С.Г.
заместитель директора по ВР
|
4
|
Организация работы объединений по интересам:
- «По ступенькам здорового питания» (1 класс)
|
С 1 сентября 2024 года
|
Макейчик Ж.Ф.
|
5
|
Организация работы курса «Здоровый образ жизни» (1-7 классы)
|
В течение года
|
Хилюк А.М., Макейчк Ж.Ф.
Петрова Т.М.
|
6
|
Проведение недели здорового питания
-мастер-классы по приготовлению блюд;
-выставка литературы в библиотеке «Витаминная азбука»;
-конкурсы видеороликов о здоровом питании,
-фотографий, фотоколлажей «Здоровое питание моей семьи», плакатов и др.;
- викторины
|
Март, 2025
|
Морза С.В.,учитель обсл.труда
Пинчук Г.Н., библиотекарь
Классные руководители
Воспитатели
|
7
|
Проведение тематических классных часов, в том числе, с привлечением медицинских работников («Здоровое питание – здоровая нация», «Здоровое питание – основа здоровья», «Азбука здорового питания», «Как питаться правильно», «Я и мое здоровье», др.)
|
В течение года
|
Классные руководители, медработники
|
8
|
Изучение отдельных аспектов здоровьесбережения и самосохранного поведения в рамках учебных предметов «Человек и мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение».
|
В течение года
|
Учителя-предметники
|
9
|
Формирование у учащихся общих представлений об особенностях строения организма человека, его внутренних органах и выполняемых при изучении учебного предмета «Человек и мир», «Биология»
|
В течение года
|
Учителя-предметники
|
10
|
Формирование у учащихся правильных пищевых привычек на учебных предметах «Биология», «Допризывная и медицинская подготовка», «Физическая культура и здоровье».
|
В течение года
|
Учителя-предметники
|
11
|
Организация дежурства учащихся в школьной столовой, контроль соблюдения обязанностей дежурного
|
В течение года
|
классные руководители
|
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
|
1
|
Вовлечение родителей во внеклассные мероприятия по формированию культуры здорового питания в семье
|
В течение года
|
Классные руководители
|
2
|
Просветительская работа с родителями о правильном и полезном питании учащихся на родительских собраниях, индивидуальных беседах
|
в течение года
|
Классные руководители
|
3
|
Издание информационных бюллетеней для родителей о правилах здорового питания
|
В течение года
|
Классные руководители
|
4
|
Участие родителей в мероприятиях шестого школьного дня (в рамках направления «Здоровый образ жизни»
|
1 раз в месяц
|
Классные руководители
|
ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ. КОНТРОЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
1
|
Мониторинг удовлетворенности обучающихся школьным питанием, изучение мнения (анкетный опрос) обучающихся и их родителей по вопросам организации питания
|
Октябрь, 2024
Апрель, 2025
|
Абрамчк С.Г.
заместитель директора по ВР;
классные руководители
|
2
|
Рассматривание на совещании при директоре результатов контрольных мероприятий, аналитические материалы по совершенствованию системы питания в учреждении образования.
|
Май, 2025
|
Абрамчк С.Г.
заместитель директора по ВР
|
3
|
Размещение на сайте учреждения образования информации по теме формирования правильного пищевого поведения учащихся, а также актуальной нормативной правовой и другой документации, касающейся вопросов организации питания.
|
В течение года
|
Абрамчк С.Г.
заместитель директора по ВР
|
4
|
Оформление стенда «Здоровое питание»
|
Сентябрь, 2024
|
Абрамчк С.Г.
заместитель директора по ВР
|
5
|
Организация работы Совета по питанию
|
В течение года
|
Абрамчк С.Г.
Зам. директора по ВР
|
6
|
Контроль за соблюдением гигиенических требований к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды; соблюдение персоналом правил производственной санитарии, а также сроков годности (хранения) и условий хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья
|
В течение года
|
Члены совета по питанию
|
Управление реализацией Комплексной системы мер, контроль
Контроль за ходом исполнения Комплексной системы мер руководством учреждения образования
Контроль за реализацией Комплексной системы мер:
Отчет о результатах выполнения Комплексной системы мер, проблемах и перспективах дальнейшего развития – август 2025 года
Предполагаемые результаты:
повышение уровня культуры и сформированные навыки здорового питания учащихся; формирование у детей позитивного отношения к укреплению здоровья на основе освоения принципов рационального питания;
повышение уровня знаний родителей по вопросам организации здорового питания, обеспечивающего нормальный процесс роста и развития детского организма, и как результат - рост родительской активности в формировании культуры питания своих детей, осознании ими роли здорового питания в жизни своих детей.
сокращение количества отходов в школьной столовой.
Заместитель директора по ВР
разгарнуць » / « згарнуць